Анонсы, горячие новости

В краеведческом музее собрались эксперты-обществоведы

В краеведческом музее 27 февраля прошел экспертный круглый стол, посвященный вопросам этнополитики.

Тема круглого стола:
«Актуальные вопросы истории народов России в контексте современных этнополитических процессов»

Вопросы для обсуждения:
1. Трактовки событий прошлого России и вопросы увековечивания исторической памяти
2. Фальсификации и искажения истории народов России: роль внутреннего этнополитического фактора и международного влияния.

Хотя тема и вопросы для обсуждения были весьма обтекаемые и политкорректные, всем участникам с самого начала было ясно, что речь пойдет в основном на тему "быть или не быть памятнику Ивану IV Грозному в Астрахани. Так и получилось.

Восемь кандидатов и три доктора наук вместе с общественниками-активистами и чиновниками обсуждали наиболее животрепещущий для Астраханцев вопрос — ставить памятник Ивану Грозному или нет.
Не спешите смеяться, тут не до смеха. Одна из современных политологических концепций — «селектората» и концепция Талеба (это который про «черных лебедей») утверждает, что даже незначительное в процентном отношении меньшинство может навязать большинству свое поведение, если это меньшинство будет настойчивым и агрессивным. В качестве примера я люблю приводить Сирию, где за оружие взялось менее 0,5% населения, но этого оказалось достаточно, чтобы остальные 25 милоионов человек стали беженцами, вынужденными переселенцами или просто лишились покоя и безопасности.
Из-за присутствия активистов многие ученые мужи тоже выступали эмоционально. Но, сразу скажу — все-таки модератору историку Эльдару Идрисову удалось сохранить дух научной дискуссии и не позволить дискуссии расплыться по всем румбам. Это первое. Второе. В итоге научная точка зрения оказалась в большинстве — историю периода Ивана Грозного следует изучать, а не слепо веровать в очередного тирана, поднимаемого на щит пропагандой как в 1930-40-е. Тем более, в официальном перечне «Трудных вопросов истории России» персона Ивана Грозного значится под номером 4, а РПЦ однозначно напоминает об убийстве митрополита Филиппа по приказу Ивана.
Намёк активистов на снос памятников Омару Хайяму, Махтумкули, Габдулла Тукаю, Амангельды и Гейдару Алиеву был назван неуместной провокацией, в лучшем случае — от дури. Я не думаю, что от дури, поскольку заметна клановая принадлежность инициаторов.
Мое выступление сводилось к трём тезисам:
1) Иван Грозный – часть российской истории, от которой прятаться бессмысленно. Его методы госуправления мало отличались от методов, например, четырех великих турецких султанов (номера с 9-го по 12–й) с которыми совпало царствование Ивана, один из них тоже носил прозвище Явуз-Грозный. А самый знаменитый в турецкой истории Сулейман Великолепный убил аж двух своих сыновей (Грозный — так только одного) и жену, вдобавок бездарно положил свою армию при попытке захватить Мальту.
2) Мы недооцениваем значение символов в нашем сегодня. Как символ чего втаскивается сейчас в общество фигура Ивана Грозного? Как символ беспредельной силы и жестокости, направленной как вовнутрь России, так и вовне ее границ: «Мы круче всех и всех поставим раком» — вот смысловая нагрузка фигуры Ивана, которая навязывается сейчас обществу. Этот символ провоцирует нарушение социального спокойствия внутри России и обостряет отношения с нашими ближайшими соседями. Не надо путать патриотизм с ксенофобией. БМВ Х6 с постером «На Берлин» или «можем повторить» — это из той же оперы — ксенофобия в чистом виде — если ты такой патриот, чего на Ладе-Гранте не ездишь (впрочем, она тоже французская)?
3) Сама фигура царя Ивана уже увековечена в Астрахани – его барельеф есть на Триумфальной арке и там он вполне уместен – это часть истории. Если будет формироваться какая-либо музейная экспозиция, посвященная средневековой Астрахани – там царю Ивану тоже должно найтись место, но не надо делать из него икону – он точно не икона.
Кого-то очень нервирует начавшийся в области процесс нормализации обстановки, хоть и с издержками и перекосами, шараханиями, отступлениями, но в целом он идёт — это я говорю, как человек, который сам пострадал из-за упомянутых издержек и был уволен с работы новой властью за абсолютно корректный анализ глупостей.

Для понимания процесса настоятельно рекомендую прочитать эти документы:

Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б)
О кинофильме «Большая жизнь»
4 сентября 1946 г.

Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б)
О журналах «Звезда» и «Ленинград»
14 августа 1946 г

А это моя статья на kaspyinfo.ru  по итогам круглого стола

Главное — не повторять ошибок нашего недавнего прошлого. И грабли из чуланов выкинуть.

Александр Васильев

CATEGORIES
Share This

COMMENTS

Wordpress (0)
Disqus (0 )
Яндекс.Метрика